Значение куклы в жизни человека. Познавательно-игровой проект в первой младшей группе «Значение куклы в жизни ребёнка

Мир вещей: кукла в жизни человека

Введение

Мир куклы - это своеобразная мастерская, где, подобно «от кутюр» в моде, создаются самые необычные и удивительные образы, питающие идеями безграничное кукольное богатство. Творческие поиски мастеров сосредоточены вокруг главной идеи в искусстве куклы - идея подобия человеку. Должна ли кукла быть нашей копией, или, напротив, в её природе заложена способность делать то, на что человек не способен?

В своей 30-тысячелетней истории (а именно так определяют возраст куклы многие исследователи), кукла, как детская игрушка фигурирует меньше всего. Куклы были идолами, манекенами, украшением интерьеров, философской моделью. Потенциал куклы огромен, и современным художникам-кукольникам еще предстоит раскрыть новые грани и возможности этой темы.

Кукла появляется из воображения и по воле своего создателя - человека. Она обретает жизнь, вбирая в себя самобытность и особенные черты сделавшего ее народа. Она является одной из главных ценностей народной культуры. На сегодняшний день в современном обществе, к сожалению, утеряна связь поколений и многие традиции, поэтому изготовлением куклы занимаются единичные энтузиасты.

Самые вдохновенные образцы кукол создаются детьми. Можно сказать, что кукла посредник между мирами взрослых и детей. Это единственная роль куклы неизменная на протяжении истории существования человечества. Игра с куклой помогает детям познавать мир взрослых, а для взрослого человека это возможность соприкоснуться с миром детства. Современные магазины предлагают нескончаемое многообразие кукольной продукции. По статистике большую треть приобретений в магазинах игрушек взрослые совершают для себя. Взрослые используют куклы для украшения интерьера, собирают коллекции. Также они используются в некоторых направлениях психотерапии. То есть, в сегодняшнем мире кукла выполняет свои значимые для гармоничного существования человека функции. Но часто, самой любимой куклой становится та, которая создана своими руками. Не смотря, на ее кажущееся несовершенство, отсутствие симметрии или идеально выполненного лица, в ней есть что-то такое, от чего теплеет на сердце и чувствуется то, что можно назвать душой.

1. Роль обрядовой, традиционной куклы в жизни русского народа

Кукла - игрушка-человек - имеет особое значение в традиции народа, где сохраняются представления о женщине-прародительнице всего живого. Во внешнем облике женских персонажей разных народов четко выявлены грудь, широкие бедра. Часто изображение женщин с младенцем на руках, как символы плодородия, чадородия и материнства - главнейших природных и социальных миссий женщины. Еще до рождения ребенка женщины мастерили, одаривали куклами - берегинями, роженицами, глубоко веруя, что те охранят дитя. Архаическое отношение к кукле - помощнице и защитнице запечатлено в сказках.

По-японски кукла - «нинте», что так и переводится - «образ человека». Пожалуй, точнее не скажешь. Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства пирамид до наших дней. В древнем мире кукла была изображением Бога, «дублером» человека в ритуале жертвоприношения, потом оберегом. И даже когда она стала игрушкой, долго еще сохранялось в обычаях простых людей трепетное, бережное и уважительное отношение к ней.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Именно узнаваемость человеческих черт - ценность традиционной народной куклы. В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно - выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых, в котором таинство рождения играло главенствующую роль. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе и т.д.

Следует отметить, что в старину «кукольная жизнь» была намного богаче сюжетами. В играх крестьянских девочек куклы не просто «ели» и «спали», они «ходили в гости», «справляли свадьбы», «нянчили детей» и в свой черед «умирали». На куклиных свадьбах плясали и пели песни, на похоронах - плакали. Правдивое воспроизведение в игре соответствующих обрядов требовало большого количества «участников» - кукол, за которыми закреплялись определенные роли. Так, например, чтобы по всем правилам «сыграть свадьбу», в кукольном наборе необходимо было иметь помимо главных фигур - «жениха» и «невесты» - всю их родню, и в первую очередь «тещу», «тестя», «свекровь», «свекра», а также «дружку» (товарища жениха), «подруг невесты» и, конечно, «сваху» - непременную участницу старинного свадебного ритуала. Подобные персонажи, равно как и сами игровые сюжеты, бытовали преимущественно в деревнях, что называется, в народной глубинке, в отличии от крупных сел и городов, где исконную русскую традицию рано стали теснить привнесенные европейские вкусы и стандарты.

В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать.

Функциональное использование куклы не исчерпывалось лишь игровыми действиями. В традиционной культуре она нередко выступает в роли предмета, наделенного сакральными свойствами, и, согласно древним поверьям, способна в зависимости от сил, ею управляющих, творить добро или зло. В первом случае куклу (уже не игрушку) можно назвать оберегом, так как ее основным предназначением становиться охрана, защита владельца от черной магии. Чтобы отделить кукол обрядовых, изготовленных для проведения различных магических действ от игровых, последним намеренно не изображали черты лица. Безликость куклы - отголосок анимистических верований - порождена боязнью «оживления» человеческой фигурки путем придания ей окончательного сходства с оригиналом.

Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаенной неприязнью - накликает всяческие напасти и беду. Поэтому при изготовлении обрядовых кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

В некоторых избах кукол насчитывалось не меньше сотни. В отличии от травы или соломы, ткань довольно прочна. Вещи из льняного холста хранятся буквально веками. Это свойство материала обеспечивало тряпичным куклам «долгую жизнь», что в старину считалось очень важным, ведь тогда было в обычае передавать их по наследству как залог счастливого материнства и семейного благополучия. Их хранили в семьях, передавая из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Стоит ли удивляться тому, что, бывало, молодухи после свадьбы приносили с собой в дом мужа целые корзины такого добра и продолжали играть с куклами вплоть до рождения первенца.

А пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка и старшие сестры. Они всегда находили для этого время, несмотря на тяжелый крестьянский труд. Когда малышке исполнялось пять лет, и наступала пора самой сооружать кукол, тогда бабушка доставала из заветного сундука волшебных кукол, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.

Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма и рукоделий, дабы не засидеться - заиграться с детишками малолетками и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами, слушали, что скажут. Похвалят какую девчушку, обязательно спросят, годков сколько. Если мала еще - угостят, приласкают. Если уже возраст подошел (12 скоро), то обещают пригласить на посиделки со своим рукоделием - показать себя.

В некоторых местностях куклы эти даже имели свое название. Первая кукла - «простоволосая». Вторая - «кукла с косой». Третья - «молодуха». Четвертая - «кукла нарядная» или «на выхвалку», она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.

В каждой местности были свои способы изготовления кукол. Самых простых кукол делали в Полтавской, Киевской и Черкасской областях. Брали кусок белой ткани, клали посерединке комок ваты и перетягивали суровой ниткой - голова куклы готова. Осталось надеть на нее платочек, а к концам скрутки привязать яркие лоскутки. Вот и вся кукла.

Очень похожа на куклу - закрутку - вепсская кукла. Она отличается от закрутки ярко выраженной социальной и половой принадлежностью - это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, из нее же надергивают нити для путанки и связывания деталей куклы. У этой куклы обязательно есть фартук с поясом и платок на голове. По языческим поверьям запрещалось изображение лица у куклы, поэтому у самодельных тряпичных кукол вместо лица можно увидеть узор в виде креста, ромба или квадрата.

В различных областях существовали свои обряды рождения и свои куклы. Например, в Орловской и Костромской губерниях до середины 19 века существовал обряд «кувады», в котором отвадилась активная роль мужчине, отцу ребенка. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические действия. К концу 19 века истоки обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Они вывешивались над колыбелью младенца после крещения, оберегая его от злых духов.

С таинством рождения и воспитания ребенка связана еще одна очень простая в изготовлении кукла - бессонница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу - оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница - бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куклой.

Такая кукла - бессонница оставалась в доме навсегда.

В Старооскольском крае «для защиты от нечистой силы, сглаза, порчи беременная женщина всегда должна была иметь при себе предметы - обереги. Это, говорят старожилы, - красные шерстяные нитки, ленты, лоскуты, которые она обвязывала вокруг пальца, руки, шеи или пояса».

Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники. Они были разнообразны и многочисленны и подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Обряды, отправляемые на праздниках, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи. К таким куклам относятся «Коляда» - названная по имени одного из древних славянских божеств, которая украшала красный угол избы в Рождественский сочельник.

(1) марта - день святой Евдокии в народе ассоциировался с образом Весенницы - она заведовала весной, могла задерживать весеннюю воду. В этот день делали из соломы коней, которых прикрепляли на коньке крыши.

(4) марта - Герасим Грачевник. В этот день возвращались первые весенние птицы - грачи. Подобранное в этот день на пахоте грачиное перо считалось магическим амулетом и приносило удачу в сельскохозяйственных работах. Перо пеленали в тряпицу, как куклу, и перетягивали поясом. Такой амулет носили за подкладкой шапки.

марта (9 марта) - вторая встреча весны. Пекли из теста 40 фигурок птичек - жаворонков, делали кукол Мартиничек. Ко дню святых великомучеников в деревнях изготавливали глиняные свистульки в виде птичек. Считалось, что свистком отгоняются болезни.

Отсчитав сорок дней перед Пасхой, назначают последний день Масленицы. Русская Масленица стала синонимом самого широкого, безбрежного разгула. Она называлась «честной», «широкой», «веселой», «пьяной», «обжорной», «широкой боярыней», «разорительницей». Масленица была самым веселым, разгульным, праздником на Руси.

Масленицу справляли семь дней. Каждый день имел свое название. Оканчивались гуляния сожжением куклы Масленицы, изготовленной в первый день праздничной недели. Масленичные костры были очень разнообразны. Сжигали просто ворох соломы. Сжигали колесо, одетое на жердь. Сжигали шесты, обмотанные соломой и тряпками. В некоторых местах делали соломенную куклу, одевали ее в женский костюм, ходили с ней по деревне, а в последний день сжигали, разрывали или топили.

В разных районах нашей страны обряды отправлялись по-разному. Например, в центральных областях России куклу Масленицы делали девушки. Наряжали куклу в сарафан. В Сибири кукла Масленицы была мужским образом и носила рубаху и порты. Поступали по-разному с самими куклами в последний день Масленицы. Но в одном есть, несомненно общее - в широком использовании кукол в русских традиционных обрядах.

К Масленичной неделе приурочивались зимние свадьбы. Русская свадьба была интересным, ярким, зрелищным многодневным действием. Оно сопровождалось разнообразной символикой, в которой также участвовали и традиционные куклы.

В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжки подвешивали пару кукол: куклу «Невесту» и куклу «Жениха», чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутков белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см из любого дерева, кроме ольхи и осины. Ольха и осина в старинных верованиях связывали с нечистой силой.

У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку. Кукол можно свободно двигать по «руке». С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место кукленку на могучем родительском плече. Сколько детей в семье, столько и куклят на плече свадебной пары кукол. Красовалась неразлучная пара со своим потомством на почетном месте - в красном избы углу под иконами.

Куклой символом украшали свадебный стол, которая называлась - Свадебный гусь. Эта кукла была символом жениха и изготавливалась из соломы в форме гуся.

Традиционным украшением свадебного пира был свадебный пирог. Круглый свадебный пирог пекли в доме невесты в день венчания. Когда пирог был готов, подруги невесты обильно украшали его выпеченными из теста фигурками птиц и зверей. В оформление пирога часто использовались выпеченные человеческие фигурки, символизирующие дружек жениха и подружек невесты. В центре пирога возвышалась воткнутая березовая рогатина, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Рогатина имела глубокое символическое значение.

В старинных поверьях славян мир уподоблялся дереву, корни которого символизировали подземное царство, ствол - мир живых людей, а крона - небеса. Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового древа жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете.

Через изучение традиционной народной куклы, можно узнать очень многое о жизни простого народа. Значение многих обрядов сегодня прочно забыто, но в старинных песнях, былинах, народных сказках мы часто встречаем упоминание о них.

2. Кукла в мировой истории

Однажды учитель и воспитатель Александра Македонского - Аристотель подарил своему ученику несколько восковых кукол в закрытом на засов ящике. Передавая ящик ученику, Аристотель строго предупредил, чтобы тот никогда не расставался с ним и не доверял его никому, кроме верного слуги. Он передал также Александру магические слова, которые тот должен произносить, открывая и закрывая ящик с куклами. Фигурки изображали лежащих лицом вниз вражеских солдат, которые направили себе в грудь мечи, опустив вниз копья и луки с порванной тетивой. Аристотель верил, что эти восковые солдаты помогут его ученику побеждать в битвах. Трудно сказать насколько Александру помогли куклы, но за свою жизнь он не проиграл, ни одной битвы.

Подобные куклы довольно часто использовались полководцами. Правда, уже не в магических, а в практических целях подготовки к предстоящим сражениям. Так прусский король Фридрих II с помощью оловянного кукольного войска обучал своих полководцев тактике и стратегии ведения войны. Любил играть куклами-солдатиками и русский император Петр III, и генералиссимус Александр Васильевич Суворов, и император Наполеон. Со временем, не покидая сферу своего обитания - культовый обряд, оставаясь магическим двойником, кукла становилась и произведением декоративно-прикладного искусства. В Древнем Риме, кукол, близких к декоративным, интерьерным называли «ларвами» (лат. Iarva - «скелет»), изготовляли их из дерева, керамики, серебра. Но самыми дорогими римскими куклами оставались фигурки, головы, руки и ноги которых были выточены из слоновой кости. Это куклы-патриции с ослепительно белыми личиками (загар считался уделом рабов). На них были драгоценные украшения, и самые изысканные одежды. Их конечности крепились на шарнирах, благодаря чему, куклам можно было придавать любые позы, играть с ними, создавая своеобразную модель жизни.

И языческие римские «ларвы», и детские куклы из слоновой кости со временем превратились в итальянские крипт-фигуры или «пресепио» (от лат. «ясли», «кормушка»; их называют еще «криппами», «сантонами» - «маленькими святыми») - деревянные и керамические куклы от 40-60 сантиметров с шарнирными сочленениями конечностей и головы. Благодаря точному расчету мастеров, эти куклы замечательно держат любую приданную им позу. С помощью криппов иллюстрировались картины на библейские и евангельские сюжеты.

Кукол расставляли перед алтарем, а священник читал текст из Нового Завета.

Во многих итальянских семьях и сегодня бережно хранятся наборы таких кукол. Они изображают Святое семейство, волхвов; время от времени, домочадцы меняют позы кукол, что сохраняет иллюзию их тайной, независящей от человека жизни. Эта традиция получила дальнейшее развитие и во Франции, где таких кукол называют «крешами» (фр. Crèche - «колыбель»), в Германии и во многих других европейских странах.

Со временем, креши стали изображать не только религиозные, но и светские сюжеты, постепенно превращаясь в домашнюю коллекцию интерьерных декоративных кукол.

В Древнем Риме существовал обычай, в качестве образцов текущей моды, рассылать по многочисленным провинциям небольшие (10-15 см) глиняные фигурки. И женщины, и мужчины каждый раз ожидали новых кукол-пандор, сообщавших о том, что в Риме будут носить в ближайшем сезоне. Роскошно одетые куклы служили законодателями мод в средневековой Франции, в Италии эпохи Возрождения. Ещё во второй половине XVIII - начале XIX века состоятельные дамы стран Западной Европы и Российской Империи, как правило, выписывали подобных кукол из Парижа - столицы мировой моды. Куклы присылались с наборами одежды на ближайший сезон: для дома, для отдыха, светских приемов. Интересно, что по традиции приобретали не по одной, а парами. Одна предназначалась для туалетов «на выход», другая - домашняя. В зависимости от цены, они делались из дерева, папье-маше, гипса, фарфора, воска. Европейские писатели часто размышляли о месте кукол в жизни людей, а их произведения, в свою очередь, становились основой для создания серий оригинальных Пандор. Так писатель-романтик Эрнст Амадей Гофман не раз обращался к теме кукол («Щелкунчик и Мышиный король», «Песочный человек» и др.). Его проза стала для многих источником вдохновения, в том числе и современных кукольных мастеров.

Первая известная авторская кукла была сделана в 1672 году в Англии в количестве 12 экземпляров. В дальнейшем подобные куклы ограниченных тиражей стали таким же предметом коллекционирования, как и штучные куклы, созданные в одном экземпляре.

Идеей создания кукол-автоматов увлеклись люди науки и искусства. Среди авторов уникальных кукол - Сальвадор Дали, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей. Особенную известность приобрели авторские куклы часовщика Жака де Вокансона, которые он показывал в Париже в 1738-1741 годах (ростовой автомат, игравший на флейте 11 мелодий, причем весьма точно воспроизводивший движение губ и пальцев человека. А швейцарский мастер Пьер Жак-Дро и его сын Анри-Луи в 1770-1774 годах создали механического писца - куклу с лицом ребенка, которая сидела за столом перед чистым листом бумаги, макала гусиное перо в чернильницу и чётким, красивым почерком выводила на бумаге фразу за фразой.

Анри-Луи Жак-Дро, желая превзойти отца, придумал уникальную куклу андроида-женщину, величиной более метра. Она исполняла на отдельно стоящем органе сложнейшее музыкальное произведения, при этом ее пальцы виртуозно и точно следили за партитурой. Исполняя очередное произведение, органистка «дышала», а конце выступления кланялась в ответ на аплодисменты публики. Отец и сын Жак-Дро изобрели также куклу-художника, которая могла писать картины .

Во второй половине XIX века в Англии появилась мода на восковые и портретные куклы. Одной из самых известных русских восковых портретных кукол стала «Восковая персона» - механическая кукла-автомат, заказанная императрицей Екатериной I в память о Петре I. Кукла сидела на возвышении в мемориальном Императорском кабинете Зимнего дворца, откинувшись на спинку кресла, и широко раскрытыми глазами. Но когда кто-либо осмеливался подойти к ней ближе, чем это было положено, она неожиданно вставала и поворачивалась к нарушителю покоя, повергая его в ужас.

Куклу вылепил из воска с алебастровой посмертной маски художник и архитектор Карло Бартоломео Растрелли. Туловище «восковой персоны» было выточено из дерева, руки и ноги крепились на шарнирах.

В XIX веке с раскрытием секрета китайского фарфора (математик и физик Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз из Саксонии) стали изготавливать куклы из этого материала. Первые экземпляры фарфоровых кукол предназначались для королевских дворов, а 1814 году когда зоннебергский формовщик Фридрих Мюллер придумал свой рецепт папье-маше (от фр. Papier-mache - «жеваная бумага») - смесь бумажной массы и каолина, Германия стала ведущей страной-производителем таких кукол и оставалась ею до «виниловой революции». Большинство из этих уникальных авторских кукол дошли до нашего времени и стали гордостью музейных и частных коллекций.

Не было ни одной страны или цивилизации, которая не оставила бы нам данных о наличии в человеческом обиходе кукол.

Куклы - общечеловеческий язык, доступный всем. Они дают возможность понимать без слов сложнейшие секреты мироздания.

3. Кукла в жизни ребенка и ее роль в нравственном воспитании

Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно. Кукла олицетворяет собой образ товарища, друга, с которым наступает «уединение вдвоем», посредника в общении, а в старшем возрасте становится символом детства, любви, привязанности.

Для современного ребенка кукла - это некий символичный партнер для игры, объект эмоционального общения. Ребенок учится проявлять заботу, сопереживать во всех кукольных перипетиях, которые сам создает в воображении на основе своих чувств и опыта.

Такие взаимоотношения с куклой дают ребенку возможность «воспитывать» себя и тем самым передавать свои знания, активизировать их, учится аргументировать, упражняться в проявлении нравственных качеств.

Кукла - самая древняя из всех игрушек - появилась почти одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним, принимая самые разнообразные облики и выполняя любые функции.

Игра - это независимая, самостоятельная деятельность ребенка, в которой он может реализовать свои желания и интересы. Сюжетно-ролевая игра находится в центре жизни дошкольника, она обучает и воспитывает его, способствует формированию нравственных качеств. В игре дети отражают поступки людей и их отношения. На протяжении всего дошкольного детства ребята играют в «семью». В этой игре отражаются нравственные чувства и опыт общения ребенка с родителями, близкими людьми, окружающими взрослыми и сверстниками. Именно в такой игре ребенок усваивает те качества личности, которые характерны добрым людям. Игра в «семью» позволяет дошкольнику встать на место родителей, тем самым примерить их роль на себя. Наиболее ценны для формирования нравственных чувств сюжеты отражающие типичные бытовые явлении, повседневный уход за маленьким ребенком и воспитание его в семье, забота о маме и других членах семьи, семейные традиции, праздники, культурный отдых дома.

Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнером по общению в игре. Через игры с куклами дети ходят в жизнь полноправными членами общества. Кукла является посредником между взрослыми и ребенком, т. к. позволяет взрослому без принуждения и насилия над чувствами и желаниями детей управлять их поведением. Она может выступать в качестве заместителя друга, который все понимает и не помнит зла. Потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника - не только у девочек, но и у мальчиков. Игры с куклами позволяют ребенку моделировать способы поведения, соотносимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия.

Заключение

Прикоснувшись к истории возникновения народной куклы, мы понимаем, что кукла во все времена служила средством воспитания и развития человека, несла добро и тепло человеческих рук. Она была игрушкой, оберегом, символом обрядовых действий. Многие национальные традиции наших предков забыты.

С помощью моей работы я попытался показать необходимость переосмысления значимости куклы как социального феномена. Надеюсь, моя работа наглядно показала, насколько важную роль играют куклы в жизни не только ребенка, но и взрослого.

Литература

кукла русский свадебный картина

1. Котова И.Н., Котова А.С. «Русские Обряды и традиции. Народная Кукла». - СПб. «Паритет», 2005. - 240 с. Стр. 78-83

Левкиевская Е «Мифы русского народа»; М; Астрель, АСТ 2002 г. Стр. 39-42

.«Прекрасное своими руками». - Москва, Детская литература, 1987 г. Стр. 29-36

4.Юрина Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. - Москва, ООО Фирма «Издательство ACT», 1999 г. Стр. 103-105

.«Российский Этнографический музей - детям», методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербург, «Детство - ПРЕС» 2001 г. стр. 122-129.

.Журнал «Народное творчество» №3, 2003 г. «Кукла «на выхвалку» Нина Осипова, стр. 29-31.

Кукла – сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и проч. подобие человека, иногда животного (В.И. Даль)

Археологи, искусствоведы: кукла – любые фигурки человека, в частности, идолов, истуканов. От слова кулак.

Появилась в эпоху мезолита, раннего неолита. Кукла помогала

В ритуалах, обрядах, поминальных культах предков, заменяла людей в обрядах жертвоприношения

Оберегала от болезней, несчастий, плохой охоты, голода, бесплодия

Спутница шамана в обрядах, брала на себя болезни

Символ перехода из одного состояния в другое, символ перехода во времени, в пространстве

Символ того таинственного, что сокрыто в людях

Куклы живут в мире людей, они рассеяны среди нас: манекены демонстрируют нам одежду, куклы украшают витрины кондитерских и кафе, являются подарками и авторскими изделиями, помещаются на капот лимузинов на свадьбах, имеются практически в каждом доме, особенно много их там, где есть дети, кукол размещают среди цветов на могилах дорогих людей и гробницах фараонов, скульптурные группы украшают дома, на улицах и площадях, мостах и в парках мы видим памятники и фигуры людей из металла и мрамора. Эти фигуры везде безмолвно говорят нам о многом, присутствуют и поражают своей необходимостью и уместностью. Куклы – продукт человека, его дитя, дело рук. Они не мешают миру людей, они являются неотъемлемой частью этого мира.

Ирина Сафонова
Познавательно-игровой проект в первой младшей группе «Значение куклы в жизни ребёнка»

Проект «Значение куклы в жизни ребёнка».

Кукла – это радость, кукла – это сказка,

Кукла – это детство, что вернётся вдруг,

С куклой очень дружат и любовь и ласка,

Кукла – это значит доброта вокруг.

Актуальность:

Пожалуй, самая главная игрушка для детей всех возрастов - это кукла.

В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера - от крохотных пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.

Постановка проблемы.

Работая в детском саду, с грустью замечаешь, что наши дети, особенно в старших группах, мало внимания уделяют игре с куклой. А ведь кукла – воплощение сокровенного детства, когда всё вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо.

Современные дети несмотря на обилие игрушек в магазине стали играть не меньше, а хуже. Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав. Хотелось бы, чтобы дети больше уделяли внимания игре с куклой

Кукла – одна из немногих, которую ребёнок выбирает сам, и потому способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой. В игре раскрывается динамика образа куклы, её субъективно – объективный смысл. Для каждого ребёнка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности.

Мы в своей группе стараемся чаще включать кукол в жизнь детей, делать её участниками детской жизни. Например: кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка. Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, ребята визуально и сенсорно познают большое и маленькое, высокое – низкое.

Цель проекта:

Побуждение интереса к кукле, обогащение и систематизация знаний детей, родителей и педагогов о кукле.

Задачи проекта:

С детьми:

Развивать игровые, познавательные, коммуникативные способности с учётом их индивидуальных способностей;

Формировать знания о образах кукол в литературных и музыкальных произведениях;

Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к куклам;

С родителями:

Дать родителям знания о значении куклы, ее роли в игре ребенка: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него;

Привлечь родителей к выполнению общего интересного дела.

С воспитателями:

Определить значимость куклы в жизни детей;

Собрать информацию о разнообразии кукол.

Предметно-развивающая среда:

Обновление и обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Участники проекта:

Дети младшей группы.

Срок реализации проекта: 3 месяца (декабрь, январь, февраль 2015-2016гг).

Этапы реализации проекта:

Первый этап – подготовительный.

Опрос детей в игровой форме на тему «Моя любимая кукла.»

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме;

Определение цели и задач проекта;

Составление плана работы над проектом.

Второй этап – основной.

Подбор дидактических и развивающих игр по теме «Кукла в жизни ребёнка»;

Разработка и реализация конспектов НОД;

Подбор художественной литературы.

Третий этап – заключительный.

Мини-музей: «Наши любимые куклы».

Сюжетно-ролевая игра: «Купание куклы Насти».

Ожидаемые результаты проекта:

Развитие устойчивого интереса к куклам;

Проявление доброты, заботы, бережного отношения к куклам;

Развитие речевой активность детей в разных видах деятельности;

Знание детьми стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами;

Родители:

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

Повышение компетентности родителей при выборе игрушки.

Воспитатели:

Побуждать воспитателей использовать куклу в педагогическом процессе, применять модель включения куклы в педагогический процесс

детского сада, включающую три направления работы с детьми:

формирование знаний и интереса к кукле, развитие способов взаимодействия с куклой, «деятельность ради куклы».

Пояснительная записка.

Кукла – первая среди игрушек, древняя по происхождению – всегда была центром внимания всякой моды, всякого художественного течения.

История возникновения куклы.

Если верить мифам, кукла появилась раньше людей. Так, древнекитайское сказание повествует о том, как богиня Нюй-ва лепила человечков. Случилось это очень давно, совсем молодая Земля, только что отделилась от неба, но на ней уже высились горы и текли реки, росли цветы и деревья, птицы пели песни, а в лесах бродили звери. Но людей ещё не существовало, и потому мир был просторен и тих. По этой прекрасной Земле бродила Нюй –ва.

Как-то раз она присела на берегу реки, взяла горсть жёлтой глины, смочила её водой и, глядя на своё отражение, вылепила фигурку маленькой девочки. Лишь только богиня поставила куклу на землю, глиняная малышка ожила и весело запрыгала. Нюй-ва улыбнулась и дала ей имя-Жень, что по- китайски значит «человек». Богине так понравилось лепить маленьких человечков, что скоро она наделала их, очень много. Эти создания начали кричать и танцевать, а потом разбежались в разные стороны. Нюй-ва уже не чувствовала себя такой одинокой, весь мир теперь вокруг неё был заселён.

Когда дети играют с куклами, они чувствуют ответственность, они их обучают, разговаривают, баюкают, кормят, наказывают за капризы и проступки, хвалят за аккуратность и послушание, учат их читать, танцевать, они учатся вместе с ними. Куклы обогащают эмоционально-нравственную сферу ребёнка, формируют навык диалогового общения, помогают ребёнку занять позицию «другого», учат понимать эмоциональное состояние людей, преодолевать эгоцентризм – что в наше время встречается очень часто.

Но самую главную роль кукла играет в формировании у девочки понятия будущей мамы, а у мальчиков- будущего отца. Но с куклой чаще увидишь девочку, чем мальчика. Если бы взрослые не поделили мир детских увлечений на игрушки для мальчиков и девочек, то мир фантазий, игр и практического опыта детей, стал бы несомненно, богаче. Целостность и богатство этого мира призвана обеспечить кукла. Как куклы объединяют мальчиков и девочек в совместной игре, так и ребёнок объединяет взрослых в любви, заботе о нём и друг о друге.

Кукла помогает ребёнку преодолеть собственные страхи, переживать события своей и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию, формирует социально приемлемый опыт выхода из конфликтных ситуаций, обогащает речевые навыки диалогового общения, обучает партнёрскому взаимодействию со взрослыми и сверстниками, развивает творческое воображение.

Виктор Гюго писал: «Кукла - одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек. Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно также немыслима, как женщина без детей».

На Руси куклы издревле были не только девчачьей забавой. Все дети играли в куклы, пока ходили в рубахах. И лишь тогда, когда мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Некоторых родителей увлечения мальчиков играми в куклы пугают и настораживают, но беспокоиться не стоит, пройдут годы, мальчики сами станут папами, и тогда приобретённый в детстве опыт общения с куклой поможет проявить заботу о собственном малыше, понимать его внутреннее состояния, любить. Ведь забота и любовь к ближнему, это самое главное.

Дошкольник, мальчик или девочка, прежде всего человек, а кукла помогает развитию именно человеческих качеств и проявлений в ребенке.

В традиционном представлении современного человека слово “кукла” ассоциируется, прежде всего, с детской игрой. Для ребёнка она – модель и отражение окружающего мира. Но так было не всегда.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их накапливалось до ста штук. Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали кукол. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Их брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку. Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста, коса до пояса, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по созданию русской традиционной куклы "Благополучница"

Мастер-класс по изготовлению русской традиционной куклы "благополучница" был подготовлен к проведению школьного мероприятия "День науки" по предмету "Психология" для учащихся средней и старшей школы....

Презентация к мастер-классу по изготовлению русской традиционной куклы "Благополучница"

Презентация сопровождает проведение мероприятия по русской традиционной кукле "Благополучница" и служит наглядным пособием по ее изготовлению....

Мир вещей: кукла в жизни человека


Введение


Мир куклы - это своеобразная мастерская, где, подобно «от кутюр» в моде, создаются самые необычные и удивительные образы, питающие идеями безграничное кукольное богатство. Творческие поиски мастеров сосредоточены вокруг главной идеи в искусстве куклы - идея подобия человеку. Должна ли кукла быть нашей копией, или, напротив, в её природе заложена способность делать то, на что человек не способен?

В своей 30-тысячелетней истории (а именно так определяют возраст куклы многие исследователи), кукла, как детская игрушка фигурирует меньше всего. Куклы были идолами, манекенами, украшением интерьеров, философской моделью. Потенциал куклы огромен, и современным художникам-кукольникам еще предстоит раскрыть новые грани и возможности этой темы.

Кукла появляется из воображения и по воле своего создателя - человека. Она обретает жизнь, вбирая в себя самобытность и особенные черты сделавшего ее народа. Она является одной из главных ценностей народной культуры. На сегодняшний день в современном обществе, к сожалению, утеряна связь поколений и многие традиции, поэтому изготовлением куклы занимаются единичные энтузиасты.

Самые вдохновенные образцы кукол создаются детьми. Можно сказать, что кукла посредник между мирами взрослых и детей. Это единственная роль куклы неизменная на протяжении истории существования человечества. Игра с куклой помогает детям познавать мир взрослых, а для взрослого человека это возможность соприкоснуться с миром детства. Современные магазины предлагают нескончаемое многообразие кукольной продукции. По статистике большую треть приобретений в магазинах игрушек взрослые совершают для себя. Взрослые используют куклы для украшения интерьера, собирают коллекции. Также они используются в некоторых направлениях психотерапии. То есть, в сегодняшнем мире кукла выполняет свои значимые для гармоничного существования человека функции. Но часто, самой любимой куклой становится та, которая создана своими руками. Не смотря, на ее кажущееся несовершенство, отсутствие симметрии или идеально выполненного лица, в ней есть что-то такое, от чего теплеет на сердце и чувствуется то, что можно назвать душой.


1. Роль обрядовой, традиционной куклы в жизни русского народа


Кукла - игрушка-человек - имеет особое значение в традиции народа, где сохраняются представления о женщине-прародительнице всего живого. Во внешнем облике женских персонажей разных народов четко выявлены грудь, широкие бедра. Часто изображение женщин с младенцем на руках, как символы плодородия, чадородия и материнства - главнейших природных и социальных миссий женщины. Еще до рождения ребенка женщины мастерили, одаривали куклами - берегинями, роженицами, глубоко веруя, что те охранят дитя. Архаическое отношение к кукле - помощнице и защитнице запечатлено в сказках.

По-японски кукла - «нинте», что так и переводится - «образ человека». Пожалуй, точнее не скажешь. Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства пирамид до наших дней. В древнем мире кукла была изображением Бога, «дублером» человека в ритуале жертвоприношения, потом оберегом. И даже когда она стала игрушкой, долго еще сохранялось в обычаях простых людей трепетное, бережное и уважительное отношение к ней.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Именно узнаваемость человеческих черт - ценность традиционной народной куклы. В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно - выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых, в котором таинство рождения играло главенствующую роль. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе и т.д.

Следует отметить, что в старину «кукольная жизнь» была намного богаче сюжетами. В играх крестьянских девочек куклы не просто «ели» и «спали», они «ходили в гости», «справляли свадьбы», «нянчили детей» и в свой черед «умирали». На куклиных свадьбах плясали и пели песни, на похоронах - плакали. Правдивое воспроизведение в игре соответствующих обрядов требовало большого количества «участников» - кукол, за которыми закреплялись определенные роли. Так, например, чтобы по всем правилам «сыграть свадьбу», в кукольном наборе необходимо было иметь помимо главных фигур - «жениха» и «невесты» - всю их родню, и в первую очередь «тещу», «тестя», «свекровь», «свекра», а также «дружку» (товарища жениха), «подруг невесты» и, конечно, «сваху» - непременную участницу старинного свадебного ритуала. Подобные персонажи, равно как и сами игровые сюжеты, бытовали преимущественно в деревнях, что называется, в народной глубинке, в отличии от крупных сел и городов, где исконную русскую традицию рано стали теснить привнесенные европейские вкусы и стандарты.

В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать.

Функциональное использование куклы не исчерпывалось лишь игровыми действиями. В традиционной культуре она нередко выступает в роли предмета, наделенного сакральными свойствами, и, согласно древним поверьям, способна в зависимости от сил, ею управляющих, творить добро или зло. В первом случае куклу (уже не игрушку) можно назвать оберегом, так как ее основным предназначением становиться охрана, защита владельца от черной магии. Чтобы отделить кукол обрядовых, изготовленных для проведения различных магических действ от игровых, последним намеренно не изображали черты лица. Безликость куклы - отголосок анимистических верований - порождена боязнью «оживления» человеческой фигурки путем придания ей окончательного сходства с оригиналом.

Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаенной неприязнью - накликает всяческие напасти и беду. Поэтому при изготовлении обрядовых кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

В некоторых избах кукол насчитывалось не меньше сотни. В отличии от травы или соломы, ткань довольно прочна. Вещи из льняного холста хранятся буквально веками. Это свойство материала обеспечивало тряпичным куклам «долгую жизнь», что в старину считалось очень важным, ведь тогда было в обычае передавать их по наследству как залог счастливого материнства и семейного благополучия. Их хранили в семьях, передавая из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Стоит ли удивляться тому, что, бывало, молодухи после свадьбы приносили с собой в дом мужа целые корзины такого добра и продолжали играть с куклами вплоть до рождения первенца.

А пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка и старшие сестры. Они всегда находили для этого время, несмотря на тяжелый крестьянский труд. Когда малышке исполнялось пять лет, и наступала пора самой сооружать кукол, тогда бабушка доставала из заветного сундука волшебных кукол, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.

Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма и рукоделий, дабы не засидеться - заиграться с детишками малолетками и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами, слушали, что скажут. Похвалят какую девчушку, обязательно спросят, годков сколько. Если мала еще - угостят, приласкают. Если уже возраст подошел (12 скоро), то обещают пригласить на посиделки со своим рукоделием - показать себя.

В некоторых местностях куклы эти даже имели свое название. Первая кукла - «простоволосая». Вторая - «кукла с косой». Третья - «молодуха». Четвертая - «кукла нарядная» или «на выхвалку», она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.

В каждой местности были свои способы изготовления кукол. Самых простых кукол делали в Полтавской, Киевской и Черкасской областях. Брали кусок белой ткани, клали посерединке комок ваты и перетягивали суровой ниткой - голова куклы готова. Осталось надеть на нее платочек, а к концам скрутки привязать яркие лоскутки. Вот и вся кукла.

Очень похожа на куклу - закрутку - вепсская кукла. Она отличается от закрутки ярко выраженной социальной и половой принадлежностью - это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, из нее же надергивают нити для путанки и связывания деталей куклы. У этой куклы обязательно есть фартук с поясом и платок на голове. По языческим поверьям запрещалось изображение лица у куклы, поэтому у самодельных тряпичных кукол вместо лица можно увидеть узор в виде креста, ромба или квадрата.

Еще одна из самых простых кукол - это кукла - пеленашка. Такую куклу подкладывали молодоженам. Считалось, что после этого к молодой жене приходит материнская сила. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка. Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла как будто повторяла таинство рождения. Кукла - пеленашка сопровождала и детские игры. Различные действия с куклой, предполагающие общение, диалог, стимулируют, в частности, развитие речевых навыков, а многократное обыгрывание знакомых ребенку ситуаций («кормление куклы», «кукла заболела», «пора спать») - простой и естественный путь закрепления приобретенного опыта.

В различных областях существовали свои обряды рождения и свои куклы. Например, в Орловской и Костромской губерниях до середины 19 века существовал обряд «кувады», в котором отвадилась активная роль мужчине, отцу ребенка. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические действия. К концу 19 века истоки обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Они вывешивались над колыбелью младенца после крещения, оберегая его от злых духов.

С таинством рождения и воспитания ребенка связана еще одна очень простая в изготовлении кукла - бессонница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу - оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:


Сонница - бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куклой.

Такая кукла - бессонница оставалась в доме навсегда.


В Старооскольском крае «для защиты от нечистой силы, сглаза, порчи беременная женщина всегда должна была иметь при себе предметы - обереги. Это, говорят старожилы, - красные шерстяные нитки, ленты, лоскуты, которые она обвязывала вокруг пальца, руки, шеи или пояса».

Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники. Они были разнообразны и многочисленны и подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Обряды, отправляемые на праздниках, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи. К таким куклам относятся «Коляда» - названная по имени одного из древних славянских божеств, которая украшала красный угол избы в Рождественский сочельник.

(1) марта - день святой Евдокии в народе ассоциировался с образом Весенницы - она заведовала весной, могла задерживать весеннюю воду. В этот день делали из соломы коней, которых прикрепляли на коньке крыши.

(4) марта - Герасим Грачевник. В этот день возвращались первые весенние птицы - грачи. Подобранное в этот день на пахоте грачиное перо считалось магическим амулетом и приносило удачу в сельскохозяйственных работах. Перо пеленали в тряпицу, как куклу, и перетягивали поясом. Такой амулет носили за подкладкой шапки.

марта (9 марта) - вторая встреча весны. Пекли из теста 40 фигурок птичек - жаворонков, делали кукол Мартиничек. Ко дню святых великомучеников в деревнях изготавливали глиняные свистульки в виде птичек. Считалось, что свистком отгоняются болезни.

Отсчитав сорок дней перед Пасхой, назначают последний день Масленицы. Русская Масленица стала синонимом самого широкого, безбрежного разгула. Она называлась «честной», «широкой», «веселой», «пьяной», «обжорной», «широкой боярыней», «разорительницей». Масленица была самым веселым, разгульным, праздником на Руси.

Масленицу справляли семь дней. Каждый день имел свое название. Оканчивались гуляния сожжением куклы Масленицы, изготовленной в первый день праздничной недели. Масленичные костры были очень разнообразны. Сжигали просто ворох соломы. Сжигали колесо, одетое на жердь. Сжигали шесты, обмотанные соломой и тряпками. В некоторых местах делали соломенную куклу, одевали ее в женский костюм, ходили с ней по деревне, а в последний день сжигали, разрывали или топили.

В разных районах нашей страны обряды отправлялись по-разному. Например, в центральных областях России куклу Масленицы делали девушки. Наряжали куклу в сарафан. В Сибири кукла Масленицы была мужским образом и носила рубаху и порты. Поступали по-разному с самими куклами в последний день Масленицы. Но в одном есть, несомненно общее - в широком использовании кукол в русских традиционных обрядах.

К Масленичной неделе приурочивались зимние свадьбы. Русская свадьба была интересным, ярким, зрелищным многодневным действием. Оно сопровождалось разнообразной символикой, в которой также участвовали и традиционные куклы.

В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжки подвешивали пару кукол: куклу «Невесту» и куклу «Жениха», чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутков белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см из любого дерева, кроме ольхи и осины. Ольха и осина в старинных верованиях связывали с нечистой силой.

У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку. Кукол можно свободно двигать по «руке». С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место кукленку на могучем родительском плече. Сколько детей в семье, столько и куклят на плече свадебной пары кукол. Красовалась неразлучная пара со своим потомством на почетном месте - в красном избы углу под иконами.

Куклой символом украшали свадебный стол, которая называлась - Свадебный гусь. Эта кукла была символом жениха и изготавливалась из соломы в форме гуся.

Традиционным украшением свадебного пира был свадебный пирог. Круглый свадебный пирог пекли в доме невесты в день венчания. Когда пирог был готов, подруги невесты обильно украшали его выпеченными из теста фигурками птиц и зверей. В оформление пирога часто использовались выпеченные человеческие фигурки, символизирующие дружек жениха и подружек невесты. В центре пирога возвышалась воткнутая березовая рогатина, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Рогатина имела глубокое символическое значение.

В старинных поверьях славян мир уподоблялся дереву, корни которого символизировали подземное царство, ствол - мир живых людей, а крона - небеса. Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового древа жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете.

Свадебный пирог торжественно перевозился в дом жениха, где становился одним из главных украшений праздничного стола. Куски пирога раздавались родне жениха и невесты, в чем виделось единение породнившихся семей, а середину пирога с «Мировым древом» получали молодые. После свадьбы «Мировое древо» занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в крестьянских семьях куклами.

Через изучение традиционной народной куклы, можно узнать очень многое о жизни простого народа. Значение многих обрядов сегодня прочно забыто, но в старинных песнях, былинах, народных сказках мы часто встречаем упоминание о них.


2. Кукла в мировой истории


Однажды учитель и воспитатель Александра Македонского - Аристотель подарил своему ученику несколько восковых кукол в закрытом на засов ящике. Передавая ящик ученику, Аристотель строго предупредил, чтобы тот никогда не расставался с ним и не доверял его никому, кроме верного слуги. Он передал также Александру магические слова, которые тот должен произносить, открывая и закрывая ящик с куклами. Фигурки изображали лежащих лицом вниз вражеских солдат, которые направили себе в грудь мечи, опустив вниз копья и луки с порванной тетивой. Аристотель верил, что эти восковые солдаты помогут его ученику побеждать в битвах. Трудно сказать насколько Александру помогли куклы, но за свою жизнь он не проиграл, ни одной битвы.

Подобные куклы довольно часто использовались полководцами. Правда, уже не в магических, а в практических целях подготовки к предстоящим сражениям. Так прусский король Фридрих II с помощью оловянного кукольного войска обучал своих полководцев тактике и стратегии ведения войны. Любил играть куклами-солдатиками и русский император Петр III, и генералиссимус Александр Васильевич Суворов, и император Наполеон. Со временем, не покидая сферу своего обитания - культовый обряд, оставаясь магическим двойником, кукла становилась и произведением декоративно-прикладного искусства. В Древнем Риме, кукол, близких к декоративным, интерьерным называли «ларвами» (лат. Iarva - «скелет»), изготовляли их из дерева, керамики, серебра. Но самыми дорогими римскими куклами оставались фигурки, головы, руки и ноги которых были выточены из слоновой кости. Это куклы-патриции с ослепительно белыми личиками (загар считался уделом рабов). На них были драгоценные украшения, и самые изысканные одежды. Их конечности крепились на шарнирах, благодаря чему, куклам можно было придавать любые позы, играть с ними, создавая своеобразную модель жизни.

И языческие римские «ларвы», и детские куклы из слоновой кости со временем превратились в итальянские крипт-фигуры или «пресепио» (от лат. «ясли», «кормушка»; их называют еще «криппами», «сантонами» - «маленькими святыми») - деревянные и керамические куклы от 40-60 сантиметров с шарнирными сочленениями конечностей и головы. Благодаря точному расчету мастеров, эти куклы замечательно держат любую приданную им позу. С помощью криппов иллюстрировались картины на библейские и евангельские сюжеты.

Кукол расставляли перед алтарем, а священник читал текст из Нового Завета.

Во многих итальянских семьях и сегодня бережно хранятся наборы таких кукол. Они изображают Святое семейство, волхвов; время от времени, домочадцы меняют позы кукол, что сохраняет иллюзию их тайной, независящей от человека жизни. Эта традиция получила дальнейшее развитие и во Франции, где таких кукол называют «крешами» (фр. Crèche - «колыбель»), в Германии и во многих других европейских странах.

Со временем, креши стали изображать не только религиозные, но и светские сюжеты, постепенно превращаясь в домашнюю коллекцию интерьерных декоративных кукол.

В Древнем Риме существовал обычай, в качестве образцов текущей моды, рассылать по многочисленным провинциям небольшие (10-15 см) глиняные фигурки. И женщины, и мужчины каждый раз ожидали новых кукол-пандор, сообщавших о том, что в Риме будут носить в ближайшем сезоне. Роскошно одетые куклы служили законодателями мод в средневековой Франции, в Италии эпохи Возрождения. Ещё во второй половине XVIII - начале XIX века состоятельные дамы стран Западной Европы и Российской Империи, как правило, выписывали подобных кукол из Парижа - столицы мировой моды. Куклы присылались с наборами одежды на ближайший сезон: для дома, для отдыха, светских приемов. Интересно, что по традиции приобретали не по одной, а парами. Одна предназначалась для туалетов «на выход», другая - домашняя. В зависимости от цены, они делались из дерева, папье-маше, гипса, фарфора, воска. Европейские писатели часто размышляли о месте кукол в жизни людей, а их произведения, в свою очередь, становились основой для создания серий оригинальных Пандор. Так писатель-романтик Эрнст Амадей Гофман не раз обращался к теме кукол («Щелкунчик и Мышиный король», «Песочный человек» и др.). Его проза стала для многих источником вдохновения, в том числе и современных кукольных мастеров.

Первая известная авторская кукла была сделана в 1672 году в Англии в количестве 12 экземпляров. В дальнейшем подобные куклы ограниченных тиражей стали таким же предметом коллекционирования, как и штучные куклы, созданные в одном экземпляре.

Идеей создания кукол-автоматов увлеклись люди науки и искусства. Среди авторов уникальных кукол - Сальвадор Дали, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей. Особенную известность приобрели авторские куклы часовщика Жака де Вокансона, которые он показывал в Париже в 1738-1741 годах (ростовой автомат, игравший на флейте 11 мелодий, причем весьма точно воспроизводивший движение губ и пальцев человека. А швейцарский мастер Пьер Жак-Дро и его сын Анри-Луи в 1770-1774 годах создали механического писца - куклу с лицом ребенка, которая сидела за столом перед чистым листом бумаги, макала гусиное перо в чернильницу и чётким, красивым почерком выводила на бумаге фразу за фразой.

Анри-Луи Жак-Дро, желая превзойти отца, придумал уникальную куклу андроида-женщину, величиной более метра. Она исполняла на отдельно стоящем органе сложнейшее музыкальное произведения, при этом ее пальцы виртуозно и точно следили за партитурой. Исполняя очередное произведение, органистка «дышала», а конце выступления кланялась в ответ на аплодисменты публики. Отец и сын Жак-Дро изобрели также куклу-художника, которая могла писать картины .

Во второй половине XIX века в Англии появилась мода на восковые и портретные куклы. Одной из самых известных русских восковых портретных кукол стала «Восковая персона» - механическая кукла-автомат, заказанная императрицей Екатериной I в память о Петре I. Кукла сидела на возвышении в мемориальном Императорском кабинете Зимнего дворца, откинувшись на спинку кресла, и широко раскрытыми глазами. Но когда кто-либо осмеливался подойти к ней ближе, чем это было положено, она неожиданно вставала и поворачивалась к нарушителю покоя, повергая его в ужас.

Куклу вылепил из воска с алебастровой посмертной маски художник и архитектор Карло Бартоломео Растрелли. Туловище «восковой персоны» было выточено из дерева, руки и ноги крепились на шарнирах.

В XIX веке с раскрытием секрета китайского фарфора (математик и физик Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз из Саксонии) стали изготавливать куклы из этого материала. Первые экземпляры фарфоровых кукол предназначались для королевских дворов, а 1814 году когда зоннебергский формовщик Фридрих Мюллер придумал свой рецепт папье-маше (от фр. Papier-mache - «жеваная бумага») - смесь бумажной массы и каолина, Германия стала ведущей страной-производителем таких кукол и оставалась ею до «виниловой революции». Большинство из этих уникальных авторских кукол дошли до нашего времени и стали гордостью музейных и частных коллекций.

Не было ни одной страны или цивилизации, которая не оставила бы нам данных о наличии в человеческом обиходе кукол.

Куклы - общечеловеческий язык, доступный всем. Они дают возможность понимать без слов сложнейшие секреты мироздания.


3. Кукла в жизни ребенка и ее роль в нравственном воспитании


Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно. Кукла олицетворяет собой образ товарища, друга, с которым наступает «уединение вдвоем», посредника в общении, а в старшем возрасте становится символом детства, любви, привязанности.

Для современного ребенка кукла - это некий символичный партнер для игры, объект эмоционального общения. Ребенок учится проявлять заботу, сопереживать во всех кукольных перипетиях, которые сам создает в воображении на основе своих чувств и опыта.

В играх с куклами отражаются те социальные отношения, которые в первую очередь эмоционально затрагивают ребенка. Кукла является своеобразным представителем человека в игре, которого, по мысли ребенка, надо беречь. Функции опекающего дети чаще всего выполняют в играх, в которых роль детей принадлежит кукле.

Такие взаимоотношения с куклой дают ребенку возможность «воспитывать» себя и тем самым передавать свои знания, активизировать их, учится аргументировать, упражняться в проявлении нравственных качеств.

Кукла - самая древняя из всех игрушек - появилась почти одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним, принимая самые разнообразные облики и выполняя любые функции.

Игра - это независимая, самостоятельная деятельность ребенка, в которой он может реализовать свои желания и интересы. Сюжетно-ролевая игра находится в центре жизни дошкольника, она обучает и воспитывает его, способствует формированию нравственных качеств. В игре дети отражают поступки людей и их отношения. На протяжении всего дошкольного детства ребята играют в «семью». В этой игре отражаются нравственные чувства и опыт общения ребенка с родителями, близкими людьми, окружающими взрослыми и сверстниками. Именно в такой игре ребенок усваивает те качества личности, которые характерны добрым людям. Игра в «семью» позволяет дошкольнику встать на место родителей, тем самым примерить их роль на себя. Наиболее ценны для формирования нравственных чувств сюжеты отражающие типичные бытовые явлении, повседневный уход за маленьким ребенком и воспитание его в семье, забота о маме и других членах семьи, семейные традиции, праздники, культурный отдых дома.

Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнером по общению в игре. Через игры с куклами дети ходят в жизнь полноправными членами общества. Кукла является посредником между взрослыми и ребенком, т. к. позволяет взрослому без принуждения и насилия над чувствами и желаниями детей управлять их поведением. Она может выступать в качестве заместителя друга, который все понимает и не помнит зла. Потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника - не только у девочек, но и у мальчиков. Игры с куклами позволяют ребенку моделировать способы поведения, соотносимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия.


Заключение


Прикоснувшись к истории возникновения народной куклы, мы понимаем, что кукла во все времена служила средством воспитания и развития человека, несла добро и тепло человеческих рук. Она была игрушкой, оберегом, символом обрядовых действий. Многие национальные традиции наших предков забыты.

С помощью моей работы я попытался показать необходимость переосмысления значимости куклы как социального феномена. Надеюсь, моя работа наглядно показала, насколько важную роль играют куклы в жизни не только ребенка, но и взрослого.


Литература

кукла русский свадебный картина

1. Котова И.Н., Котова А.С. «Русские Обряды и традиции. Народная Кукла». - СПб. «Паритет», 2005. - 240 с. Стр. 78-83

Левкиевская Е «Мифы русского народа»; М; Астрель, АСТ 2002 г. Стр. 39-42

.«Прекрасное своими руками». - Москва, Детская литература, 1987 г. Стр. 29-36

4.Юрина Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. - Москва, ООО Фирма «Издательство ACT», 1999 г. Стр. 103-105

.«Российский Этнографический музей - детям», методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербург, «Детство - ПРЕС» 2001 г. стр. 122-129.

.Журнал «Народное творчество» №3, 2003 г. «Кукла «на выхвалку» Нина Осипова, стр. 29-31.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.